Правовое регулирование отношений в области обращения с животными
Обращение с животными является важной стороной жизнедеятельности человека. Характер отношений с животными отражается на моральной, социальной, экологической и экономической сторонах жизни общества. Низкая культура обращения с животными, жестокость по отношению к ним неблагоприятно влияют на нравственное воспитание молодежи, оскорбляют чувства граждан, наносят многим из них моральный ущерб, причиняют экономические потери.
Важным направлением государственной политики многих цивилизованных стран является защита животных от жестокого обращения. 182 государства, в том числе Республика Беларусь, входят в состав Всемирной организации по охране здоровья животных, которая является межправительственной организацией, отвечающей за улучшение здоровья животных во всем мире.
Одной из ключевых мер по защите животных является принятие государством соответствующих актов законодательства, регулирующих вопросы содержания, защиты животных от жестокого обращения и др.
При этом следует обратить внимание, что законодательством Республики Беларусь регулируются вопросы обращения как с домашними животными, к которым сегодня законодательством относятся в том числе сельскохозяйственные животные, так и с дикими животными, в том числе содержащимися в неволе.
В настоящее время в Республике Беларусь указанные выше вопросы урегулированы:
Гражданским кодексом Республики Беларусь (статьи 137, 231–233, 242);
Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (статьи 15.45 и 15.47);
Уголовным кодексом Республики Беларусь (статья 3391);
Законом Республики Беларусь от 2 июля 2010 г. № 161-З «О ветеринарной деятельности» (в редакции Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 438-З).
В отношении домашних животных (собак, кошек) также приняты:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834 «Об утверждении Правил содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь»;
постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 12 декабря 2001 г. № 40 «О некоторых вопросах разведения, содержания, ввоза в Республику Беларусь, а также обучения владельцев потенциально опасных пород собак».
Отношения по обращению с дикими животными регулируются Законом Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире» и принятыми в его развитие другими нормативными правовыми актами, в частности:
Положением о порядке и условиях регистрации диких животных, содержащихся и (или) разведенных в неволе (включая их потомство, достигшее возраста трех месяцев), относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, либо являющихся образцами СИТЕС, а также диких животных, отлов которых в целях содержания и (или) разведения в неволе осуществляется на основании разрешения на изъятие диких животных из среды их обитания, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2008 г. № 126;
постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 16 «Об установлении требований к содержанию и (или) разведению диких животных в неволе, а также иных требований по охране объектов животного мира».
Ряд законов регулирует отношения по обращению с сельскохозяйственными животными:
Закон Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 24-З «О племенном деле в животноводстве»;
Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 287-З «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения».
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь принят ряд ветеринарно-санитарных и зоогигиенических правил, регулирующих вопросы содержания животных в неволе, например:
Зоогигиенические правила о порядке организации кормления животных, содержащихся в цирках, утвержденные постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 9 июля 2007 г. № 50;
Ветеринарно-санитарные правила временного содержания непродуктивных животных (собак, кошек) в приютах и Ветеринарно-санитарные правила по содержанию животных в цирках, утвержденные постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 7 февраля 2012 г. № 6;
Ветеринарно-санитарные правила выращивания животных и проведения ветеринарных мероприятий в зоопарках (зоопитомниках), утвержденные постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 12 марта 2012 г. № 17.
Одной из основополагающих в правовом регулировании обращения с животными является норма статьи 137 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которой к животным применяются правила об имуществе постольку, поскольку иное не установлено законодательством и не вытекает из особенностей этого объекта.
Поскольку данная норма часто вызывает негативный резонанс в обществе, следует отметить следующее.
В общей теории права выделяются субъекты права и объекты права. Субъектами права являются участники конкретных правоотношений, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями (в частности, физические лица, юридические лица, государство). Под объектом права понимается то, по поводу чего складывается правоотношение; на что оно направлено (имущество, личные неимущественные права, работы и услуги и т.д.).
Поскольку в силу объективных причин животные не могут быть наделены юридическими обязанностями, законодательство Республики Беларусь пошло по пути рассмотрения их в качестве объекта права. Но в силу особого характера такого объекта (это живые существа), статья 137 Гражданского кодекса Республики Беларусь не называет животных имуществом, а говорит о том, что к животным применяются правила об имуществе. Причем есть уточнение: эти правила применяются постольку, поскольку иное не установлено законодательством и не вытекает из особенностей этого объекта. Кроме того, данной статьей предусмотрен основной принцип в отношениях с животными – при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.
Аналогичный подход предусмотрен статьей 137 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 124 Гражданского кодекса Республики Казахстан, а также статьей 449-1 Гражданского кодекса Республики Польша, Германским гражданским уложением (§ 90а) и др.
Статьи 231–233 Гражданского кодекса Республики Беларусь регулируют вопросы обращения с безнадзорным или пригульным скотом или другими безнадзорными домашними животными. Так, лицо, их задержавшее, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в орган внутренних дел или орган местного управления и самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.
На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляет орган внутренних дел или орган местного управления и самоуправления.
Лицо, задержавшее безнадзорных животных, или лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости.
Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животное находилось на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.
При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в коммунальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного управления и самоуправления.
В случае явки прежнего собственника животных после перехода их в собственность другого лица прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении соглашения – судом.
В случае возврата безнадзорных домашних животных собственнику лицо, задержавшее животных, и лицо, у которого они находились на содержании и в пользовании, имеют право на возмещение их собственником необходимых расходов, связанных с содержанием животных, с зачетом выгод, извлеченных от пользования ими.
Лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, имеет право потребовать от их собственника вознаграждение.
Статьей 242 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено, что в случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными законодательством правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом.
Национальным законодательством комплексно урегулированы вопросы ответственности в сфере обращения с животными.
Нарушение правил содержания домашних и хищных животных влечет ответственность по статье 15.47 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) в виде штрафа. Если такие действия повлекли причинение вреда здоровью людей или имуществу, то виновное лицо может быть подвергнуто аресту.
За жестокое обращение с животными предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Согласно статье 15.45 КоАП жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных – наказываются штрафом от десяти до тридцати базовых величин или административным арестом.
Статья 3391 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) устанавливает ответственность в виде общественных работ, штрафа, исправительных работ на срок до одного года, или ареста за жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье, совершенное из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений либо в присутствии заведомо малолетнего. Уголовная ответственность по части 2 статьи 3391 УК наступает за те же действия, совершенные повторно либо группой лиц. В данном случае виновные понесут наказание в виде ареста, ограничения свободы на срок до одного года, или лишения свободы на тот же срок.
В текущем году обращения граждан, касающиеся ответственности за жестокое обращение с животными, рассматривались в рамках подготовки нового Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – новый КоАП), а также проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности».
Ряд пожеланий граждан, с учетом мнения правоприменителей, реализован в указанных законопроектах. Так, усиливается уголовная ответственность за жестокое обращение с животными. Верхний предел лишения свободы за такое преступление, совершенное повторно или группой лиц, увеличивается с одного года до трех лет.
Существенные изменения претерпела норма об административной ответственности за жестокое обращение с животными (статья 16.29 нового КоАП). Действующая норма состоит из одной части, а новая норма с целью дифференциации ответственности в зависимости от характера деяния и наступивших последствий включает три части. Также вводится ответственность за избавление от животного.
С целью формирования единообразной правоприменительной практики раскрыт понятийный аппарат. Даны определения понятиям жестокое обращение с животным, истязание животного и избавление от него.
Анализ зарубежного опыта регулирования ответственности за жестокое обращение с животными свидетельствует, что подходы, реализованные в национальном законодательстве, согласуются с законодательной практикой иностранных государств.
Закон Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности» устанавливает правовые основы ветеринарного благополучия, под которым понимаются условия содержания, выращивания, разведения, перемещения, реализации, убоя животных, производства, заготовки, хранения, переработки, перемещения, реализации продуктов животного происхождения, при которых обеспечивается предотвращение возникновения и (или) распространения болезней животных, болезней, передаваемых человеку через животных, продукты животного происхождения, вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье животных, в том числе на их продуктивность. На основе данного Закона принимаются различные ветеринарно-санитарные правила, в том числе содержания животных в цирках, зоопарках и приютах (реквизиты принятых актов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь указаны выше).
Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы содержания собак и кошек, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834.
В нем устанавливаются требования по содержанию домашних собак, кошек, их регистрации, обязанности, запреты для владельцев собак и кошек, а также требования по отлову безнадзорных собак и кошек в населенных пунктах Республики Беларусь. На основании этих правил некоторыми местными органами власти приняты локальные нормативные акты.
Обращаем внимание, что при обращении с животными следует учитывать как необходимость защиты животных от жестокого обращения, так и безопасность граждан, недопущение причинения им вреда со стороны животных, а также защиту от инфекционных заболеваний, носителями которых могут быть животные.
При этом отмечаем, что указанное выше постановление содержит в основном нормы, обеспечивающие безопасность граждан и недопущение причинения им вреда со стороны животных. В этой связи установлена норма содержания собак, кошек в квартире многоквартирного жилого дома – не более двух, а также обязанности и запреты для владельцев животных.
С целью учета интересов обеих сторон (как владельцев животных, так и иных граждан), а также установления норм по защите самих животных Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь подготовлен проект нового постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об обращении с животными», который был вынесен на общественное обсуждение и в настоящее время проходит процедуру согласования с государственными органами.
Поскольку одним из требований для регистрации собак потенциально опасных пород является наличие у владельца справки о прохождении соответствующего обучения, было принято постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 12 декабря 2001 г. № 40. Данным актом был утвержден перечень потенциально опасных пород собак, а также установлена обязанность для владельцев, имеющих собак потенциально опасных пород, в трехмесячный срок пройти специальные курсы в кинологических клубах для получения удостоверения (справки) о порядке разведения, содержания и ухода за собаками.
Также предусмотрено, что ввоз в Республику Беларусь потенциально опасных пород собак возможен только по разрешению Главного управления ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и при наличии удостоверения (справки) о прохождении специальных курсов о порядке разведения, содержания и ухода за собаками в кинологических клубах, имеющих республиканский или областной статус.
Утвержденными постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 7 февраля 2012 г. № 6 Ветеринарно-санитарными правилами установлены требования к содержанию собак и кошек в приютах, а именно, как должны размещаться собаки и кошки, как должны быть оборудованы помещения, требования к кормлению, ветеринарные мероприятия и т.д.
В отношении содержания диких животных в неволе принято постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 16, а Министерством сельского хозяйства и продовольствия утверждены зоогигиенические и ветеринарно-санитарные правила содержания животных в цирках и зоопарках.
Так, постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 16 устанавливает требования к содержанию и (или) разведению диких животных в зоопарках, цирках, зверинцах, передвижных выставках и т.п. (требования к помещению, температуре воздуха (воды), рациону животных и т.д.).
Следует отметить, что в 2021 году планируется разработка проекта Закона Республики Беларусь, предусматривающего корректировку Закона Республики Беларусь «О животном мире» путем:
введения норм, ограничивающих содержание и (или) разведение отдельных видов диких животных (в том числе ввезенных на территорию Республики Беларусь из других государств) в квартирах многоквартирных и блокированных жилых домов, одноквартирных жилых домах и на придомовых территориях одноквартирных жилых домов, а также в передвижных и контактных зоопарках при осуществлении деятельности в области организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий;
установления перечня диких животных (в том числе ввезенных на территорию Республики Беларусь из других государств), запрещенных к содержанию и (или) разведению гражданами в домашних условиях;
установления перечня видов диких животных, разрешенных к содержанию в контактных зоопарках.
Данные корректировки будут соответствовать таким принципам охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, как пользование объектами животного мира способами, не допускающими жестокого обращения с дикими животными (принцип гуманности), и ограничение или запрещение хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания или представляющей потенциальную опасность для них.
Выводы
В Республике Беларусь сегодня действует либо находится в процессе разработки ряд актов законодательства, позволяющий комплексно урегулировать вопросы обращения с животными всех категорий (домашние, в том числе сельскохозяйственные, а также дикие, в том числе содержащиеся в неволе). В случае предварительной выработки общей позиции, согласованной всеми заинтересованными субъектами (государственными органами, (организациями) и зоозащитными организациями) по концептуальным вопросам, полагаем возможным в перспективе проработку вопроса о комплексном Законе Республики Беларусь, регулирующем вопросы обращения с животными.
Адамович Е.В.,
главный советник управления законодательства о гражданских,
финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра
законодательства и правовых исследований Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»
Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
Источник:
https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2021/january/58380/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2021/january/58380/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь