Рекомендации дефектолога

Добрый день, уважаемые родители. Хочу предложить Вам пройти по ссылке. Это консультации на темы:

"Развитие навыков звукового анализа и синтеза, профилактика дисграфии".

Консультация "Речевая подготовка детей к школе" 

"Развитие навыков звукового анализа и синтеза, профилактика дисграфии"

                                                                                     Учитель -дефектолог Черных А.С.

 

Пропедевтика акустических видов дислексии и дисграфии у детей с нарушениями речи

развернуть

Нарушения письма создают существенные препятствия в овладении грамотой и приводят к трудностям обучения. Традиционно в логопедической практике нарушения письменной речи рассматриваются как следствие патологии устной. Образовательная практика и исследования ученых показывают, что многих школьных трудностей дети могли бы избежать, если бы предпосылки и первые признаки их формирования были замечены педагогами и родителями и устранены еще до начала систематического обучения. В связи с этим правомерным является обращение к дошкольному возрасту как наиболее пластичному и “откликающемуся” на психолого-педагогические влияния. Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, и научиться писать совсем не так просто, как кажется. Выделяют 4 основных этапа в процессе овладения письмом. - Ориентировочный (дошкольный возраст). На этом этапе ребенок учится обращаться с бумагой, карандашом, ручкой. У него развиваются необходимые движения руки, зрительный анализатор. Ребенок начинает осознавать письмо, как средство общения.

Существуют психологические предпосылки формирования письма, нарушения или несформированность которых ведет к различным формам нарушения письма или к трудностям его формирования у детей. Первой предпосылкой является сформированность (или сохранность) устной речи, произвольное владение речью. Вторая предпосылка — формирование (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений, знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений, ( в частности знания и ощущения схемы тела, справа/слева). Третьей предпосылкой служит сформированность двигательной сферы — тонких движений, предметных действий, т.е. разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и др. Четвертая предпосылка — формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракцией. Пятой предпосылкой является сформированность общего поведения — регуляция, саморегуляция, контроль над действиями, намерения, мотивы поведения.

Несформированность описанных предпосылок, а также любой операции, обеспечивающей процесс письма или чтения, может привести к определенным трудностям при обучении грамоте, вызвать дисграфию или дислексию. Дисграфия и дислексия – неспособность (или затрудненность) овладения письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе. Чаще всего дислексия и дисграфия наблюдаются у ребенка одновременно, но иногда они могут встречаться изолированно.

Акустическая дисграфия проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч - т, ч - щ, ц - т, ц - с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных (“писмо”, “лубит”, “Луда”). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например, о — у (туча — “точа”), е — и (лес — “лис”).

В дошкольном возрасте большую роль играет пропедевтика нарушений письменной речи. Игры для пропедевтики артикуляторно-акустических нарушений письменной речи: Игра «Эхо»

- Ты знаешь, что такое эхо? Это когда ты, находясь где-нибудь в лесу, громко скажешь что-нибудь, а слышишь, как эхо за тобой повторяет. Давай мы с тобой поиграем сейчас в игру «Эхо». Я буду говорить разные слоги, а ты должен за мной повторить точно как эхо. Сначала проверяем, как ребенок дифференцирует звуки по твердости-мягкости (прикрывайте рот листком бумаги при произнесении слогов, чтобы ребенок опирался только на слух): -Па-па-пя.. -Да-дя-да.. -Мы-ми-мы.. -Ба-бя-ба-бя.. -тя-та-та-тя.. -Мама Милу мылом мыла. Проверяем, как ребенок дифференцирует звуки по звонкости-глухости: -По-по-бо.. -ка-га-ка.. -ту-ду-ту.. -дом-том.. -дом-том-ком.. -бочка-почка-точка.. -тапки-тяпка. Если ребенок делает единичные ошибки, значит, фонематический слух слегка снижен. В таком случае достаточно самим немного позаниматься специальными упражнениями, чтобы исправить ситуацию. Если ребенок может правильно воспроизвести цепочку из двух слогов, а из трёх не может, то возможно у него просто снижена слуховая память. Тогда для обследования берите цепочки из двух слогов. Если же ребенок с большим трудом воспроизводит за вами слоговые цепочки, делает множественные ошибки, значит, у ребенка резко снижен фонематический слух и поэтому ему необходима помощь специалиста-логопеда. Обследование фонематического слуха с использованием картинок на слова-квазиомонимы. Данные игры и упражнения помогут в развитии у ребенка фонематического слуха и формировании фонематического восприятия.

  • Игра «Пчелки»

Взрослый говорит: — Пчелы живут в улье (показ картинки). Когда они все ползают в своем домике, то гудят громко: з-з-з-з-з. Как они гудят? А когда одна пчелка вылетает из улья и летит собирать мёд, то она поёт ласково: зь-зь-зь-зь-зь. Как поёт одна пчелка? Сейчас мы с тобой будем пчёлками. На одной стороне комнаты улей, а на другой — полянка с цветами (на полу можно разложить бумажные цветочки). Вот одна пчела замахала крылышками и полетела собирать мёд, летит и поёт: зь-зь-зь-зь-зь. Вот вторая пчела полетела. Набрали мёда с цветков и полетели домой: зь-зь-зь. Прилетели в свой домик-улье и загудели: з-з-з-з.

  • Игра «Говорящие картинки».

Для проведения игры нужно подобрать картинки, по которым можно логично рассказывать звуковые истории. Взрослый говорит: — Я буду рассказывать тебе историю по картинкам, а ты будешь мне помогать, хорошо? Пришел мальчик Вова с улицы домой, решил помыть руки, включил кран с водой, вода потекла сильно: с-с-с-с-с. Как она зашумела вода? (с-с-с). Тогда Вова включил воду потише, вода зажурчала тихо: сь-сь-сь-сь-сь. Как вода зажурчала? (сь-сь-сь). Теперь давай и мы споем песенки водички. Если я покажу картинку, где вода льется сильно, то надо петь громко и твердо: с-с-с, а если картинку, где вода льется тихо, тогда поём тихо и мягко: сь-сь-сь. (Показываем картинки попеременно). Очень любит Вова играть с машинками. Большие машинки сигналят: БЫП-БЫП, а маленькие машинки сигналят: БИП-БИП. Угадай, какая машинка сигналит: БИП-БИП, а теперь: БЫП-БЫП. Теперь ты будешь сигналить, а я угадывать, какая это машинка, большая или маленькая.

  • Игра «правильно-неправильно».

Для выработки навыка различения слов, близких по звуковому составу. Взрослый показывает картинку с изображением какого-либо предмета и объясняет: — Я буду называть это слово то правильно, то неправильно: - фляпа, шляпа, шьяпа, сляпа, хляпа; - банан, баман, панан, ваван, баван; - санки, танки, фанки, шанки, сянки, санки; - витанин, митавин, фитамин, витамин; - бумага, пумага, тумага, бумака, бубака, бумага; - птенец, пченец, птенесь, тинеть, птинеч; - клекта, кветка, клетка, клетта, тлетка, плетка.

  • Игра «Хлопни в ладошки».

- Я буду называть разные звуки, а ты хлопни, если услышишь звук А (О, У, И, Ы, Э): - А, У, О, И, С, А, Э, Ш, Р, Л, Ф, А, З, А, А, В, Х, О. Взрослый произносит звуки медленно, делая между ними паузы. Играйте в такую игру до тех пор, пока ребенок не будет безошибочно выделять заданный звук. Аналогично проводится игра на выделение какого-либо согласного звука. - Я буду называть звуки, а ты должен подпрыгнуть, если услышишь звук М: - М, М, Н, Б, Т, В, Ф, М, М, К, Л, Р, Н, Н, М..

  • Игра «Найди одинаковые слоги».

Взрослый объясняет ребенку задание: — Я буду называть по 2 слога. Если ты услышишь 2 одинаковых слога, то ты должен хлопнуть в ладошки, а если это будут разные слоги, то нужно топнуть ногой. Готов? Начинаем: - па-да, па-па, ка-га, га-га, фа-ва, фа-фа, та-та, да-ва.

 

свернуть