Страница дефектолога

Стертая  форма дизартрии — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).

 У детей со стёртой формой дизартрии наиболее ярко выражены особенности моторных функций, а именно общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Общая моторика – это двигательная деятельность, которая осуществляется за счёт работы крупных мышц тела. У детей со стёртой дизартрией она характеризуется неловкими, скованными, не дифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкинезии), нарушения мышечного тонуса.

Мелкая моторика определяется тонкими движениями кистей пальцев рук и также необходима для  осуществления многих действий человека. Нарушения мелкой моторики пальцев рук проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка.

Артикуляционная моторика – одно из условий правильного звукопроизношения, выражающееся в совокупности скоординированных движений органов речевого аппарата.

Они требуют особого внимания и тщательной проработки недостаточно сформированных двигательных операций.

С целью упрощения коррекционного процесса  был разработан логопедический блокнот с ТОП-20 наиболее эффективных игровых упражнений, затрагивающими вышеупомянутые стороны моторного развития ребёнка.

«Топ-20 игровых упражнений на развитие моторики у детей со стёртой формой дизартрии»

Развитие общей моторики:

1) Зазеркалье

Ведущий предлагает детям копировать его движения. Так же можно что бы дети разбились на пары и копировали ведущего в паре. При усложнении задания копируются не только позы ведущего, но и его настроение – мимика.

2) Марш

Марш представляет собой простую двигательную активность, относящуюся к крупной моторике, которая может также развивать ряд других навыков. Задание состоит в том, что взрослый делает маршевый шаг вперёд, а ребёнок имитирует его действие. Предложите ребёнку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходите к шагам вперёд и к движениям рук.

3) Туннель

Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребёнка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объекта. В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск спрятанных вещей и символические игры. Необязательно покупать специальный туннель для того, чтобы ребёнок мог насладиться этим занятием. Можно выстроить в ряд большие картонные коробки или построить туннель из стульев и одеял.

4) Полоса препятствий.

Полоса препятствий представляет собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики. Кросс не обязательно должен быть сложным для того, чтобы быть эффективным. На самом деле, тераписты и родители могут начать с кросса, который будет состоять всего лишь из одного препятствия, и постепенно дополнять его различными упражнениями. Самые простые идеи для полосы препятствий включают в себя:

-«Крабовую» походку

-Прыжки лягушкой

-Перекатывания

-Прыжки на скакалке

-Ходьбу по линии

-Лазание по предметам и т.д.

5) Танцы

 Родители и тераписты могут использовать танцы под музыку для того, чтобы стимулировать формировании навыков моторной имитации и других повседневных жизненных навыков. Идеи для танцевальной деятельности охватывают уборку, чистку зубов, игры с замиранием и т.п.

Развитие мелкой моторики:

1) Сортировка мелких предметов

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным). При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения. Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую). Сортировка происходит всегда в игре.

2) Упражнения с бумагой 1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния), 2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

3) Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями Педагог может использовать старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые дети нанизывают на шнурок как бусы. Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.

4) Пазлы и мозайка

Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей. Мозайка – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

5) Шнуровка

  Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

6) Игры с крупой

Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по немного гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по-своему. Кто-то берёт крупу двумя пальцами, кто-то просто двигает её по листу. Иногда делаем это на время. Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком. Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.

7) Игры с пластилином.

Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография. При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.

8) Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.

Развитие артикуляционной моторики:

1) Упражнения для губ

  1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

  1. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

  1. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

  1. Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

  1. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.

Чередование положений губ.

  1. Кролик.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

2) Упражнения для развития подвижности губ

  1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
  2. Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.Пятачок.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

  1. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

  1. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
  2. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
  3. Уточка.

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

  1. Недовольная лошадка.

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

  1. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:

- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

3) Упражнения для губ и щек

  1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
  2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

  1. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

  1. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

4) Статические упражнения для языка

  1. Птенчики.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

  1. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

  1. Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

  1. Иголочка (Стрелочка. Жало).

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

  1. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

  1. Трубочка.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

  1. Грибок.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

5) Динамические упражнения для языка.

  1. Часики (Маятник).

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

  1. Змейка.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

  1. Качели.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

  1. Футбол (Спрячь конфетку).

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

  1. Чистка зубов.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

  1. Катушка.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

  1. Лошадка.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

  1. Гармошка.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

  1. Маляр.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

  1. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

  1. Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

6) Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

  1. Трусливый птенчик.

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

  1. Акулы.

На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

  1. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
  2. Обезьяна.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

  1. Сердитый лев.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.

  1. Силач.

Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

  1. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
  2. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
  3. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
  4. Дразнилки.

Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

 

 

Ещё в этом разделе