Стертая форма дизартрии — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).
У детей со стёртой формой дизартрии наиболее ярко выражены особенности моторных функций, а именно общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Общая моторика – это двигательная деятельность, которая осуществляется за счёт работы крупных мышц тела. У детей со стёртой дизартрией она характеризуется неловкими, скованными, не дифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкинезии), нарушения мышечного тонуса.
Мелкая моторика определяется тонкими движениями кистей пальцев рук и также необходима для осуществления многих действий человека. Нарушения мелкой моторики пальцев рук проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка.
Артикуляционная моторика – одно из условий правильного звукопроизношения, выражающееся в совокупности скоординированных движений органов речевого аппарата.
Они требуют особого внимания и тщательной проработки недостаточно сформированных двигательных операций.
С целью упрощения коррекционного процесса был разработан логопедический блокнот с ТОП-20 наиболее эффективных игровых упражнений, затрагивающими вышеупомянутые стороны моторного развития ребёнка.
«Топ-20 игровых упражнений на развитие моторики у детей со стёртой формой дизартрии»
Развитие общей моторики:
1) Зазеркалье
Ведущий предлагает детям копировать его движения. Так же можно что бы дети разбились на пары и копировали ведущего в паре. При усложнении задания копируются не только позы ведущего, но и его настроение – мимика.
2) Марш
Марш представляет собой простую двигательную активность, относящуюся к крупной моторике, которая может также развивать ряд других навыков. Задание состоит в том, что взрослый делает маршевый шаг вперёд, а ребёнок имитирует его действие. Предложите ребёнку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходите к шагам вперёд и к движениям рук.
3) Туннель
Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребёнка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объекта. В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск спрятанных вещей и символические игры. Необязательно покупать специальный туннель для того, чтобы ребёнок мог насладиться этим занятием. Можно выстроить в ряд большие картонные коробки или построить туннель из стульев и одеял.
4) Полоса препятствий.
Полоса препятствий представляет собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики. Кросс не обязательно должен быть сложным для того, чтобы быть эффективным. На самом деле, тераписты и родители могут начать с кросса, который будет состоять всего лишь из одного препятствия, и постепенно дополнять его различными упражнениями. Самые простые идеи для полосы препятствий включают в себя:
-«Крабовую» походку
-Прыжки лягушкой
-Перекатывания
-Прыжки на скакалке
-Ходьбу по линии
-Лазание по предметам и т.д.
5) Танцы
Родители и тераписты могут использовать танцы под музыку для того, чтобы стимулировать формировании навыков моторной имитации и других повседневных жизненных навыков. Идеи для танцевальной деятельности охватывают уборку, чистку зубов, игры с замиранием и т.п.
Развитие мелкой моторики:
1) Сортировка мелких предметов
Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным). При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения. Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую). Сортировка происходит всегда в игре.
2) Упражнения с бумагой 1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния), 2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.
3) Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями Педагог может использовать старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые дети нанизывают на шнурок как бусы. Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.
4) Пазлы и мозайка
Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей. Мозайка – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.
5) Шнуровка
Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.
6) Игры с крупой
Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по немного гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по-своему. Кто-то берёт крупу двумя пальцами, кто-то просто двигает её по листу. Иногда делаем это на время. Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком. Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.
7) Игры с пластилином.
Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография. При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.
8) Пальчиковые игры
Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.
Развитие артикуляционной моторики:
1) Упражнения для губ
- Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
- Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
- Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
- Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.
- Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
2) Упражнения для развития подвижности губ
- Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
- Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3.Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
- Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
- Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
- Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
- Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
- Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
- Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые:
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.
3) Упражнения для губ и щек
- Покусывание, похлопывание и растирание щек.
- Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
- Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
- Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
4) Статические упражнения для языка
- Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
- Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
- Горка (Киска сердится).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
- Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
5) Динамические упражнения для языка.
- Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
- Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
- Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
- Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
- Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
- Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
- Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
- Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
6) Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
- Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
- Акулы.
На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
- Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
- Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
- Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.
- Силач.
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
- Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
- Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
- Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
- Дразнилки.
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.